СМИ об исследованиях

Адрес статьи

http://civilfund.ru/article/1024

Формы поддержки НКО на региональном уровне: оценка экспертов По данным Федеральной службы государственной статистики на конец 2011 года, наибольшее количество НКО в России зарегистрировано в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Об этом говорится в Докладе о развитии институтов гражданского общества в России (будет представлен 29 марта), подготовленном Фондом развития гражданского общества, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Среди субъектов по численности зарегистрированных НКО (более 12 тыс. организаций) лидируют:

* ЦФО: г. Москва и Московская область;

* СЗФО: г. Санкт-Петербург;

* ЮФО: Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская область;

* ПФО: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область;

* УрФО: Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область;

* СФО: Красноярский край, Иркутская область, Новосибирская область.

В ряде субъектов на протяжении многих лет активно действуют многие из зарегистрированных НКО; существуют НКО, работающие по технологиям фондов местных сообществ; действуют законы и положения о благотворительности, благотворительной деятельности и грантах, а также региональные программы по выявлению и поддержке на конкурсной основе социальных инициатив и проектов НКО, направленных на улучшение качества жизни населения; работают благотворительные и грантовые советы; действуют профильные комитеты в общественных палатах субъектов и крупных городов регионов.

В некоторых регионах сложились институты партнерского взаимодействия: региональные и муниципальные органы власти через организацию общественных советов, палат, различных конференций и круглых столов вовлекают общественность в обсуждение основных приоритетов развития, проводят конкурсы социальных проектов, организуют ярмарки проектов НКО. В ряде субъектов Российской Федерации, лидирующих по развитию механизмов социального партнерства и межсекторного взаимодействия, активно разрабатываются и принимаются региональные правовые акты, направленные на регулирование предоставления муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов, субсидий, грантов НКО и прочим производителям социально значимых услуг.

Как отмечают авторы доклада, после принятия в 2010 года законодательства о поддержке социально ориентированных НКО, разработка региональных законов в субъектах Российской Федерации существенно ускорилась. По данным Общественной палаты Российской Федерации, в 2011 году в 53 субъектах Российской Федерации были приняты региональные программы поддержки социально ориентированных НКО с общим объемом финансирования более 3 млрд рублей. В 2012 году эта сумма составила более 4 млрд рублей.

По данным интернет-портала некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество», в настоящее время законодательство о государственной поддержке НКО и предоставлении грантов принято как минимум в 79 субъектах Российской Федерации.

Анализ практики взаимодействия региональных и муниципальных властей с некоммерческими организациями, проведенный по открытым источникам (официальные сайты органов власти), показывает, что в разных регионах и муниципалитетах эта работа ведется с разной степенью активности. Ее качество значительно отличается в зависимости от степени заинтересованности и нацеленности региональной и муниципальной власти на работу с НКО.

Основными формами поддержки НКО на региональном и муниципальном уровнях являются:

— выделение субсидий;

— распределение грантов;

— предоставление помещений (бесплатно или по льготным ставкам аренды);

— информационная поддержка.

Обращает на себя внимание тот факт, что в регионах практически не используются такие формы поддержки, как:

— размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

— предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

— предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Как говорится в докладе, сами некоммерческие организации в первую очередь хотят получать экономическую поддержку от властей, а не брать на себя некоторые социальные функции государства.

Отметим, что формы и размеры поддержки некоммерческих организаций определяются распоряжениями глав регионов, постановлениями региональных правительств, либо региональными законами.

Например, в Республике Татарстан действует Постановление Кабинета министров «О предоставлении государственной поддержки общественным организациям (объединениям) Республики Татарстан, реализующим социально значимые проекты». Выделяются ежегодные гранты различным некоммерческим организациям. В 2011 году республиканским бюджетом было предусмотрено 142 млн рублей на поддержку НКО. Она оказывалась по 9 направлениям. В частности, на укрепление межнациональных отношений было выделено 30 млн рублей, на развитие и совершенствование подразделений добровольной пожарной охраны — 55 млн рублей, на развитие молодежных инициатив — 44 млн рублей. Также были предусмотрены и внебюджетные источники. В конце 2011 года был проведен I Республиканский форум социально ориентированных некоммерческих организаций. В нем участвовали более 900 представителей НКО, членов Общественной палаты Республики Татарстан, Общественных советов муниципальных образований, Общественных советов при министерствах и ведомствах республики, органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации. Взаимодействие с НКО в регионе активно ведется и по линии республиканской Общественной палаты.

В Красноярском крае в соответствии с региональным Законом «О краевых социальных грантах» и Законом о краевом бюджете на текущий год действует Программа «Социальное партнёрство во имя развития», которая поддерживает на конкурсной основе проекты (социальные инициативы), реализуемые на территории Красноярского края. В 2012 году по итогам конкурсного отбора были определены 139 проектов-победителей (рассмотрено 1069 заявок), которые получили бюджетное финансирование. Кроме того, ежегодно в конце года из числа победителей определяются лучшие реализованные проекты. По итогам 2012 года такими признаны: проект «Право на счастье» Благотворительного фонда «Тройняшки»; проект «Социальная адаптация женщин по их освобождению из мест лишения свободы» Сибирской Ассоциации Тюремных Служителей; проект «Молодежный спектр» Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» города Шарыпово; проект «Глоток воды из чистого источника» Местного благотворительного фонда социальной поддержки Боготольского района «Во благо» и проект «Вальс начинается. Дайте, сударыня, руку!» КГБОУ НПО «Профессиональный лицей No.8».

В Свердловской области в 2012 году принят областной закон «О государственной поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области». Закон, среди прочего, устанавливает такие меры господдержки НКО, как предоставление государственных гарантий Свердловской области; предоставление из областного бюджета субсидий; передачу государственного казенного имущества Свердловской области в аренду; определение размера арендной платы за пользование государственным казенным имуществом Свердловской области и т.п. До принятия закона поддержка НКО в регионе осуществлялась через отраслевые министерства, которые выделяли общественным организациям субсидии — каждое по своему направлению. Обязательным условием их получения было наличие у НКО сети отделений в муниципалитетах и социальная ориентированность.

По данным Министерства финансов области, в 2010 году субсидии были выделены 14 организациям, общая сумма превысила 16,8 млн рублей. В 2011 году объемы поддержки увеличены в три раза — до 56,16 млн. В 2012 году регион выделил на поддержку НКО около 1,5 млрд рублей собственных средств. Среди получивших поддержку — «Фонд поддержки спорта высших достижений в Свердловской области», ассоциация «Большой Урал», ДОСААФ, «Демидовский фонд», казачьи организации — «Станичное казачье общество Станица Богдановическое», «Станица Заречная».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *