«Отделение социальной реабилитации в стационарном учреждении -интегральный подход к системе долговременного ухода»

С 2018 г. в Российской Федерации в рамках национального проекта «Демография» реализуется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода (СДУ)— важной социальной программы, позволяющей не только повысить качество жизни людей с дефицитами в самообслуживании, но и внести определенный вклад в достижение национальной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни населения.

 По данным выборочного наблюдения качества и доступности услуг (КДУ) в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения, проводимого Росстатом в 2017 г. социальное обслуживание в момент опроса получали лишь 3,4% граждан старше трудоспособного возраста с ограничениями в повседневной жизни, к 2019 г. эта доля увеличилась до 3,6%.

По данным микропереписи населения 2015 г. (далее — МПН2015), в России около 36% населения старше трудоспособного возраста имеют хронические заболевания, ограничивающие их жизнедеятельность, из них 29,4% нуждаются в повседневной помощи. Гражданам, имеющим ограничения в повседневной жизни, помогают в основном совместно проживающие с ними родственники (61%), отдельно проживающие родственники и соседи (25%), а получение помощи от социальных работников является достаточно редким явлением (14%). Данные исследования, проведенные в узком формате, дополняют итоги независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания, проведенной в 2018–2020 гг., в соответствии с которыми около 40% получателей указывают на наличие трудностей с получением социальных услуг и не удовлетворенностью доступностью социального обслуживания.

В Типовой модели системы долговременного ухода, утвержденной приказом Минтруда России в 2020 г., долговременный уход определяется как «технология социального обслуживания, в том числе стационарозамещающая, позволяющая обеспечивать посторонний уход за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, в целях обеспечения комфортных и безопасных условий проживания, сохранения (поддержания) самостоятельности и уменьшения зависимости от посторонней помощи таких граждан, их интеграции в общество». А система долговременного ухода определена как «основанная на межведомственном взаимодействии комплексная система организации и предоставления гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, уполномоченными органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и иных услуг, а также содействие в их предоставлении (социальное сопровождение)».

Запрос на создание СДУ сформировался под влиянием нескольких тенденций:

— рост продолжительности жизни, ведущего к увеличению периода жизни с ограниченными возможностями;

— смещение фокуса в социальной политике на расширение возможностей людей всех возрастов с целью обеспечения благополучия и повышения качества жизни;

— ослабление поддержки со стороны семьи, включая растущее одиночество пожилых людей;

— оптимизации расходов на здравоохранение, ведущей к сокращению затрат на лечение и поддержку людей с ограниченными возможностями в рамках системы здравоохранения;

— деинституционализации постоянного социального ухода за людьми с выраженными дефицитами в самообслуживании и ориентации на «старение дома».

На территории России СДУ реализуется в течение 3 лет. В 2018 году Минтруд РФ совместно с Минздравом, АСИ и БФ «Старость в радость» отобрал 6 пилотных субъектов РФ, в 2021 году к реализации проекта подключилось 24 субъекта России, а к 2024 году формирование системы долговременного ухода будет происходит на всей территории страны. Опыт пилотных регионов по типизации и определения нуждаемости граждан в СДУ различен, он обусловлен выбором разных аспектов оценки нуждаемости и составления соответствующих программ долговременного ухода, а также нормативами объемов ухода для отдельных групп населения в регионах. Но цель системы долговременного ухода определена для всех — обеспечить гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, поддержку их автономности, самореализацию, повышение качества жизни, предоставив им право выбора формы социального обслуживания (на дому, в полустационарной форме социального обслуживания, стационарной форме социального обслуживания или их сочетание), технологий социального обслуживания или сочетания данных форм и технологий одновременно.

Развитие современных СДУ происходит на основании трех принциповее организации деинституционализация, децентрализация и интеграция.

— Деинституционализация – сохранение привычной среды для получателя социальных услуг, предоставление услуг на дому, «старение на месте», через развитие центров дневного пребывания, института приемных семей, сопровождаемого проживания, а также поддержка родственного ухода.

— Децентрализация – передача части управленческих задач в СДУ на региональный и муниципальный уровни власти, в т.ч. планирование и ответственность за оказание услуг, обеспечение соответствия между условиями предоставления ухода, выделения приоритетных групп с другими формами социальной поддержки, концентрацию на индивидуальных потребностях локального сообщества. 

— Интеграция – координация действий профессиональных групп и поставщиков социальных услуг для наиболее полного удовлетворения потребностей получателей системы долговременного ухода. Интеграция является решающим принципом в обеспечении высокого уровня качества услуг долговременного ухода и эффективного использования ресурсов.

На уровне оказания услуг, в рамках интеграции необходимо выстроить действия в соответствии с потребностями клиента, обеспечивающие наилучший результат ухода. В этом направлении уже осуществляют свою деятельность несколько рабочих групп из государственных и негосударственных поставщиков социальных услуг, созданных при Министерстве социальной политики Свердловской области. Ассоциация социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области (Ассоциация СО НКО) стала оператором по сбору данных и формированию целостных трехуровневых стандартов социальных услуг, включающих стандарты операционных процедур для типовых жизненных ситуаций. Такой подход позволит проработать поэтапные мероприятия и маршруты долговременного ухода для пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в СДУ, а также отдельные действия (манипуляции), в соответствии с потребностями получателей услуг, определить правила отбора целевых групп для оказания услуг СДУ и принципы выбора граждан, нуждающихся в долговременном уходе. А на стратегическом уровне интеграция обеспечит понимание задач совместной работы поставщиков социальных услуг, позволит устранить разрывы в оказании долговременной помощи, избежать дублирования задач, провести широкое информирование граждан о возможности получения услуг долговременного ухода, выявить их потребностей как в оперативной помощи, так и в перспективе прогноза потребностей в уходе. В перспективе, площадкой для внедрения интеграционных процессов в систему оказания социальных услуг, стратегического планирования в т.ч. СДУ, управленческого контроля за процессом внедрения данной системы может стать Союз «Межрегиональное объединение поставщиков социальных услуг» саморегулируемая организация, создаваемая в нашем регионе.

В 2021 году, БФ «Старость в радость» предложил учреждениям Свердловской области провести мониторинг готовности государственных стационарных учреждений к внедрению СДУ на их базе. Мониторинг позволил провести анализ работы в нескольких учреждениях системы социального обслуживания области и в частности, в ГАУ «Уктусский пансионат для престарелых и инвалидов», оказывающим стационарные социальные услуги. Наличие определенных барьеров не позволило сделать предлагаемую БФ «Старость в радость» модель СДУ рабочей для внедрения в учреждении.

Рассматривая маршрут долговременного ухода в условиях стационарных отделений в ГАУ «Уктусский пансионат», при поддержке Министерства социальной политики Свердловской области, Ассоциации СО НКО, были определены задачи для апробации внедрения системы долговременного ухода в условиях стационарного социального обслуживания и разработан проект «Социально— реабилитационное отделение временного проживания в стационарном учреждении интегральный подход к системе долговременного ухода».

При разработке проекта были определены «исходные условия» оказания социальных услуг в стационарной форме, проведен анализ: организационной структуры учреждения, кадровых и материально-технических ресурсов, процесса действий и взаимодействий поставщика и получателя социальных услуг, которые предпринимаются в ходе оказания услуг и результата влияния этого процесса на качество обслуживания и удовлетворенность получателей социальных услуг.  А также уточнены категории граждан, которые необходимо информировать о проекте, нуждающиеся в оперативной помощи и в долговременном уходе, в связи с тенденцией снижения уровня самообслуживания и показателей здоровья.

В настоящее время Министерство социальной политики Свердловской области совместно с Ассоциацией СО НКО Свердловской области, ГАУ «Уктусский пансионат» определи четырехкомпонентную систему социальных маршрутов сопровождения граждан пожилого возраста для решения типовых жизненных ситуаций:

  1. 1 маршрут: профилактические мероприятия, в том числе школы и клубы, мероприятия направления на поддержание активности получателя в полустационарной (1 раз в календарный год, продолжительностью 15 рабочих дней) или стационарной (1 раз в календарный год, продолжительностью 14 календарных дней) формах обслуживания.

Категория граждан: Пожилые граждане, в том числе инвалиды от 18 лет, сохранившие способность к самообслуживанию (без ограничений).

Типы предоставляемого ухода и помощи: Занятия в клубах по интересам и школе пожилого возраста, кратковременное пребывание в отделениях социальной реабилитации, дневного пребывания.

  1. 2 маршрут: социальное обслуживание на дому, курсы реабилитации в полустационарной (1 раз в календарный год, продолжительностью 15 рабочих дней) или стационарной (1 раз в календарный год, продолжительностью 14 календарных дней) формах обслуживания.

Категория граждан: Пожилые граждане, в том числе инвалиды от 18 лет, нуждающиеся в помощи в быту (с умеренными ограничениями).

Типы предоставляемого ухода и помощи: Помощь при выполнении повседневных бытовых задач, контроль жизненно важных показателей, помощь в приеме лекарств, медицинские процедуры, контроль физического и психического состояния и др.

  1. 3 маршрут: уход на дому (сиделка) и курс реабилитации (30 календарных дней) в стационарной форме обслуживания.

Категория граждан: Пожилые граждане, в том числе инвалиды от 18 лет, с утратой способностей к самообслуживанию.

Типы предоставляемого ухода и помощи: Надомные услуги, направленные на уход за гражданином, в том числе гигиенические услуги. Услуги по стационарному обслуживанию (в т.ч. социально-медицинскому), предоставляемые или доступные круглосуточно в учреждениях временного или краткосрочного пребывания в стационаре, а также предоставление услуг по ходу в ежедневном режиме.

  1. 4маршрут: круглосуточное пребывание в стационарном учреждении (общий тип и милосердие). 

Категория граждан: Пожилые граждане, в том числе инвалиды от 18 лет, с утратой способностей, не имеющих места постоянного проживания или иными трудными жизненными ситуациями

Типы предоставляемого ухода и помощи: Услуги по стационарному обслуживанию (в т.ч. социально-медицинскому), предоставляемые или доступные круглосуточно в учреждениях, которые также служат местом жительства для тех, кто получает такой уход, а также включение временного или краткосрочного пребывания в стационаре, а также предоставление услуг по ходу в ежедневном режиме.

В рамках проекта выделены категории граждан, которые нуждаются в информировании о возможности участия в проекте:

  1. Пожилые граждане, в т.ч. инвалиды от 18 лет, за исключением граждан с психическими заболеваниями, нуждающихся в постоянном уходе, бытовом и медицинском уходе и наблюдении, социально-реабилитационных услугах, в том числе проведении поэтапной социально-бытовой адаптации и социально-психологической реабилитации в условиях тренировочной квартиры.
  2. Пожилые граждане, инвалиды, нуждающиеся во временном или краткосрочном пребывании в стационаре.
  3. Лежачие больные, которым требуется постоянный медицинский присмотр, без постоянного помещения на стационарное социальное обслуживание, ввиду объективных и субъективных обстоятельств (психологические барьеры, семейная идеология и пр.).
  4. Лежачие больные, которым требуется постоянный медицинский присмотр, с постоянным помещением на стационарное социальное обслуживание, инвалиды старше 18 лет, не имеющие родственников и (или) отсутствует жилье.

В рамках маршрута долговременного ухода в условиях стационарных отделений, нуждающиеся граждане также были разделены на четыре группы (с легкой, средней и тяжелой степенью нуждаемости в стационарном социальном обслуживании и не нуждающиеся в стационарном обслуживании). Для данных групп, на основании утвержденной Типовой модели СДУ, будет проведена типизация. Типизация является процедурой для «определения индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов».

Учитывая, что система социального стационарного обслуживания в автономном государственном учреждении не предполагает индивидуального ухода за получателем социальных услуг, но обеспечивает системность и стабильность работы в условиях «массовости» обслуживания граждан, личностный подход в системе СДУ возможен через сетевые механизмы интеграции с НКО — поставщиками социальных услуг, осуществляющими деятельность в форме надомного социального обслуживания. Такое взаимодействие будет способствовать координации процесса оказания услуг долговременного ухода и позволит сохранить автономию каждой организации.

По всем маршрутам ведется работа по разработке «Трехуровневым стандартов», включающим в себя типовую программу решения трудной жизненной ситуации, индивидуальную программу получения социальных услуг, стандарты операционных процедур по каждому мероприятию и (или) услуге.

В проекте «Социально — реабилитационное отделение временного проживания в стационарном учреждении — интегральный подход к системе долговременного ухода» определены следующие цели и задачи:

Цель: интеграция частных подходов к оказанию социальной помощи в систему целостных потребностей человека и его социального обслуживания.

Задачи:

Диагностика и маршрутизация социальной реабилитации, персонализация социальных услуг, развитие коммерческого направления деятельности учреждения (внедрение дополнительных, в т.ч. платных услуг), составление стандартов операционных процедур в рамках утвержденных действующих стандартов.

В проекте будет использована комплексная методика, состоящая из нескольких технологий: Сопровождаемое проживание, Социальная гостиница, Социальная маршрутизация (в рамках СДУ). Методика направлена на определение оценки нуждаемости граждан в долговременном уходе, разработку программы ухода, обеспечивающей поддержку текущего состояния на удовлетворительном уровне (как правило, более радикальное улучшение невозможно), а также разработки сетевых сервисов долговременного ухода, во взаимодействии с НКО – участниками СДУ в регионе.

На заключительном этапе проекта, запланирована разработка пакета услуг в долгосрочной перспективе, необходимых получателю для сохранения оптимального уровня его жизни, учитывая имеющиеся у него ограничения в самообслуживании и состояния здоровья. 

Таким образом, в проекте применяется интегральный подход к выявлению целостных потребностей человека и его социальному обслуживанию по вектору: «текущее» состояние получателя социальных услуг, имеющего определенные функциональные ограничения – оптимальная способность удовлетворить основные потребности жизнедеятельности, в т.ч. взаимодействия со средой обитания. 

Остановимся более подробно на применяемых в проекте технологиях:

  1. Социальная гостиница, проект рассматривает три направления (микро-технологии):

Соц-Транзит – временное проживание на время отпуска родственников;

Социальный стационарный патронат – временное стационарное социальное обслуживание;

Соц-Комфорт – временное проживание в условиях повышенной комфортности.

  1. Социальная маршрутизация (СДУ) – Диагностика, маршрут социальной помощи, психологическое консультирование, оформление документов, поиск сиделки пр.)
  2. Сопровождаемое проживание – предоставление социальных услуг по социально-бытовой и социально-психологической реабилитации в тренировочной квартире оборудованной современными бытовыми, техническими и ассистивными средствами для поддержания функциональных возможностей и автономности человека с ограниченными возможности на прежнем уровне или повышающие их.

Пакет социальных услуг, определенный в соответствии с нуждаемостью гражданина в социальном стационарном обслуживании будет дополнен платными услугами, в т.ч. пакетом услуг повышенной комфортности проживания. Данные услуги учреждение имеет право оказывать в соответствии с уставом (предоставление койко-места, предоставление комнат повышенной комфортности для постоянного (временного) проживания граждан, в том числе с ограниченными возможностями). Перечень запланированных к внедрению дополнительных платных услуг предусматривает: услуги сиделки, услуги по предоставлению индивидуального рациона питания, в т.ч. диетического, электронная сиделка, электронный психолог, тренировки по восстановлению утраченных двигательных функций, творческие активности, личное хобби.

Создание мультидисциплинарной команды позволяет использовать принцип интеграции внутри конкретного учреждения, когда совместная работа специалистов позволяет выявить проблемы, найти «равновесие» в системе «проблема – возможности человека», и используя интеграцию опыта субъекта, его социальных связей, потребностей, разработать «социальный маршрут» с «пакетом» социальных услуг, определенных степенью его нуждаемости в долговременном уходе. 

В соответствии с теорией Лоутона, для старшего возраста необходимо определить нарушение баланса возможностей человека (ADL/IADL) и требований окружающей среды. Соответственно качество ухода можно определить как способность услуг модифицировать среду так, чтобы достичь нового баланса. Таким образом, качественные услуги, это услуги, обеспечивающие не только поддержание здоровья, нуждающегося в них индивида, но и преобразование окружающей среды под его нужды, а также способствующие повышению общей удовлетворенности жизнью и позитивному эмоциональному настрою получателя социальных услуг.

Но поскольку в системе долговременного ухода задействованы разные звенья профессиональных групп и поставщики социальных услуг, важно, помимо конечных результатов (восприятия получателем социальных услуг достигнутых изменений), оценивать так называемые профессиональные результаты, это способность услуг вызывать изменения, запланированные специалистами по долговременному уходу: медицинскими и социальными работниками, реабилитологами и психологами.

Реализация проекта «Социально — реабилитационное отделение временного проживания в стационарном учреждении — интегральный подход к системе долговременного ухода» является стартом для апробации внедрения СДУ в деятельность стационарного учреждения. 

Опираясь на уже существующий опыт регионов, используя свои ресурсы, взаимодействуя с НКО Свердловской области, проект позволит скоординировать действия для наиболее полного удовлетворения потребностей получателей услуг СДУ и возможно сэкономит ресурсы, которые могли бы потребоваться при переносе моделей пилотных проектов из других регионов без их апробации.

Материал подготовлен Покидышевой А.Ф., Агафоновой Н.Г.

*При  копировании материала, ссылка на публикацию источника обязательна.

Источник: https://tsmsi.office-nko.ru/2023/02/06/otdelenie-soczialnoj-reabilitaczii-v-staczionarnom-uchrezhdenii-integralnyj-podhod-k-sisteme-dolgovremennogo-uhoda/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *